Пожалейте детей и зверей PDF Печать E-mail

По роду своей деятельности мне приходилось иметь дело с детскими письмами, направленными в детские журналы о природе: как правильно кормить собаку? почему котенок царапается? надо ли купать (!) хомячка или попугайчика? Только не будем умиляться!

Большая часть таких писем не имеет никакого отношения к проявлению знаменитой детской любознательности.

Если хотите знать, за ними прослеживаются трагедии — взрослым некогда вникать в детские проблемы. И дети, и их питомцы оказываются предоставлены сами себе: животное ребенку заводят вместо игрушки. Иногда — из самых добрых побуждений (чтобы приучить маленького человека к любви и ответственности, умению заботиться о ком-либо), иногда — чтобы отвязаться (получи хомячка, только отстань!). А ведь это — живые существа! И дети, и их питомцы.

Все письма можно разделить на три условные группы.

1) Дети пишут, чтобы действительно получить ответ на свой вопрос.

2) Дети пишут, чтобы показать себя.

3) Дети пишут, чтобы на них вообще хоть кто-нибудь обратил внимание.

Письма первой группы — это росток проснувшейся любознательности. Такие письма, увы, редки. Вторая, самая распространенная причина, в сущности, совершенно естественна: на то и существуют газеты и журналы, чтобы общаться со своим контингентом читателей. Если бы не одно «но»: речь в них идет о живом существе, который не стал объектом настоящей привязанности. Выбор питомца оказался случаен. Согласитесь, что общаться с журналом, чтобы показать себя, используя для этого такой повод, как «Мой попугайчик выщипал себе все перья!» — ненормально. Я имею в виду — не испытывая ни малейшего смущения от собственного невежества, признаваясь, что бедной птице плохо, потому что я не сумел обеспечить ей правильных условий содержания. Это означает, что попугайчика можно было заменить любой игрушкой. А вот третья причина вызывает у меня ощущение почти физической боли. Когда ребенок спрашивает, что делать с заболевшим питомцев, он испытывает к нему искреннее сочувствие. Но ему не к кому обратиться, кроме как к журналу! Хотя никакой журнал не заменит ветеринара! К сожалению, писем о полной некомпетентности в содержании того или иного животного — очень и очень много! Чему учит такое отношение к четвероногим, пернатым или чешуйчатым друзьям? Бессмысленной жестокости? Равнодушию? Эта тварь сдохнет — мы ее выкинем и заведем тебе что-нибудь другое… При этом полки зоомагазинов ломятся от всевозможных справочников по содержанию тех или иных животных!

Сама постановка вопроса при приобретении для ребенка зверька или птицы «Ты сам будешь за ним ухаживать!» — неверна в корне. Разумеется, ребенка надо приучать заботиться о живых существах, его окружающих — кто ж спорит! Но только дети старшего возраста способны отвечать за своих питомцев в полной мере. А в этом возрасте интересы у них сменяются на совершенно иные. Очень малое количество людей остаются верны своему увлечению, практически, на всю жизнь. Они, как правило, сами находят нужную информацию. Более того, чаще всего именно таким детям — увлеченным и целеустремленным — родители препятствуют в приобретение животных и развитие их увлечения. Обычно у таких родителей имеется своя программа, каким и кем должен стать их ребенок. Чаще всего, основанная на собственных неудачах: мне не повезло в жизни, я не добился того-то и того-то, а ты — мое продолжение — обязательно этого добъешься! Станешь тем-то и тем-то, и только так — непременно преуспеешь! Это ужасно, когда тебя воспринимают не как самостоятельную личность, а лишь — как продолжение своей собственной. И никогда не приводит к добру. Но это — отдельная тема для разговора.

Вернемся к детям, которые просят завести им кошку, собаку, крысу или попугая. Заводить или не заводить? Единого совета, конечно, дать нельзя. Я вообще не педагог, а биолог. Поэтому полагаю, что начать надо с проверки, насколько подобные желания серъезны. Сводите свое чадо в один из биологических музеев, зоопарк, на собачью и кошачью выставки, просто съездите с ним за город, на природу. Если все увиденное вызывает живейший интерес, который не угасает (ребенок начинет читать книги про животных, смотреть видеофильмы, просит поехать еще куда-нибудь) — он достоин стать хозяином четвероного питомца. Если дополнительный интерес не проснется — то попугайчик или хомячок вскоре будут забыты и заброшены.

В любом случае, приобретение животного — это дело общесемейное. Взрослые не просто должны спрашивать, не забыл ли ребенок покормить птичку в клетке, но и активно интересоваться новым жильцом: его биологией, поведением, каждодневным состоянием и достигнутым взаимопониманием между ребенком и его питомцем. Никаких отговорок, вроде «мне некогда!» Если вам некогда, то зачем вы завели не только животное, но и ребенка?! Ведь хомячок, которого ваш ребенок просил — это часть его мира! И если ваше чадо что-то рассказывает про него, вы обязаны вникнуть в этот рассказ самым внимательным образом.

Несколько общих советов.

1) Прежде чем приобрести какое-либо животное, внимательно изучите его потребности и собственные возможности: насколько вы способны обеспечить животному правильные условия существования? Что для этого требуется? Клетка с домиком, колесом и обязательный выгул питомца время от времени по квартире? (Попугаи, различные грызуны). Аквариум или террариум со специальным подогревом, освещением и пр.? (Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые). Трехкратные прогулки в любую погоду и готовность к общению в остальное время суток? (Собаки). Естественно, заводить надо лишь такое животное, которое вы в силах как содержать, так и полноценно кормить. Оно не должно медленно угасать на ваших глазах от плохого ухода.

2) Ни в коем случае не очеловечивайте животное! Домашний питомец достоин нашей любви, но он не является ни маленьким человечком, ни вторым ребенком. У него есть свои, биологические и поведенческие потребности, к которым следует относиться с уважением, и особенности, о которых следует знать. Например, люди для собаки — это члены стаи. Собаки крупных пород могут ранжироваться с ними за социальный статус, и хозяину необходимо сохранить за собой место вожака. Собаку придется не только кормить, выгуливать, прививать, но и обучать.

3) Не только собака, но и хомячок не может служить живой игрушкой. Его не стоит укладывать спать в кукольную постельку или заталкивать в игрушечную машинку. У хомячка должно быть убежище — собственный домик, и набор понятных для него предметов для развлечения: скажем, пустых коробочек, чтобы грызть, и бегать по ним, как по норам. К пониманию особенностей того или иного животного придется приучить и собственное чадо. Это, кстати, поможет ему в будущем лучше понимать и окружающих его людей. Во всяком случае, твердо знать, что все люди — разные; поэтому при общении с ними не всегда собственные приоритеты стоят на первом месте: на чем-то придется настаивать, а в чем-то — уступать, находить компромиссы.

4) Как приучить ребенка ухаживать за животным? Да, иногда вам самим придется почистить клетку, наполнить кормушку или поилку. Совершенно напрасно ругать собственного чадо за неаккуратность. Раз вы — взрослый, значит, вы отвечаете и за своего ребенка, и за его питомца. Лучшее средство для того, чтобы ребенок ухаживал за животным сам — не раздраженное ворчание («опять клетка не вычищена!», а конструктивная помощь, любовь и постоянно подогреваемый интерес к четвероногому или пернатому члену семьи. Именно члену семьи: там, где попугайчика любят все и наперебой показывают пример заботы о нем, он, попугайчик, не облысеет от авитаминоза или невротических реакций. Наоборот, проявит максимум своего интеллекта — научится узнавать каждого из вас, разговаривать, выполнять по собственному почину некоторые трюки. И ребенок не забудет о его существовании.

5) Научитесь сами и научите ребенка отличать больное животное от здорового. Если ваш питомец заболел — немедленно обратитесь к ветеринару или специалисту по данным животным (когда речь идет, скажем, о загрустившем мадагаскарском таракане). Не оставляйте ребенка один на один с его бедой! И отнюдь не потому, что часть болезней может передаваться от животных к человеку, а, в первую очередь, потому, что это — проявление равнодушия и жестокости. То, что вы однажды прошли мимо заболевшей кошки, когда-нибудь аукнется тем, что ваш собственный сын или дочь откажут вам в эмоциональном сочувствии тогда, когда оно вам понадобится.

6) Век животных, живущих в неволе — значительно короче человеческого. Для крысы — это полтора-два года, для собаки — в среднем 10-12 лет. Постарайтесь объяснить это ребенку. Каждое живое существо — уникально, как и человек. Но не делайте из его потери вселенской драмы. Не оплакивайте ушедшую собаку слишком долго: жизнь продолжается, старый друг навечно останется в вашей памяти, пусть новый щенок внесет радостную суматоху в вашу квартиру!

7) Что делать, если ребенок приволок домой животное без вашего разрешения? Худшее, что можно предпринять, это сказать: «Отнеси его туда, откуда взял! И не возвращайся домой, пока от него не избавишься!» Вы потеряете доверие собственного ребенка, и совершите, может быть, самый жестокий поступок в вашей жизни. Так что же делать? Разберитесь в ситуации. Возможно, ребенок поступил так импульсивно — пожалел бездомного котенка или щенка. Возможно, он долго вынашивал эту мысль — взять у приятеля мадагаскарского таракана — чтобы шокировать вас. Или — просто, чтобы иметь что-то свое в вашем доме.

Нельзя выкидывать на улицу беспризорное животное, «милосердно» его покормив. Либо вы берете на себя полную ответственность, либо нет. Если вы не можете держать живое существо в доме по объективным причинам, то постарайтесь пристроить его в надежные руки. Если принесенное животное можно оставить в доме — вернитесь к пункту № 1. Взятого с улицы котенка или щенка придется долго лечить от всех возможных хворей. Как известно, нет ничего дороже тех животных, которые достались нам бесплатно! Что касается таракана, так его вполне можно полюбить. И отыскать много интереснейших фактов, касающихся его биологических особенностей, чтобы остаться на высоте положения, не ударить перед собственным ребенком лицом в грязь. А заодно, попытаться понять, почему собственный ребенок пытался бунтовать против вас.


Cтатья научного сотрудника Дарвиновского музея Л.И.Чебыкиной
Источник: www.apus.ru